10.03.2017 состоялась защита управленческого проекта по теме: "Реализация потенциала каждого ученика через создание многопрофильной школы" 22.03.2017

Управленческий проект

Моделирование проекта «Создание многопрофильной школы на основе ранней профилизации учащихся ГБОУ СОШ №1900 для улучшения показателей результативности» обусловлено объективными процессами, происходящими в современном обществе.

Шаги по пути организации профильного обучения выявили принципиальные затруднения, касающиеся поиска и апробации совокупности моделей реализации, проблему выбора путей осуществления, т.е. способов и механизмов перевода школы из наличного состояния в иное, более сложное, описываемое термином "профильная школа".

Профессиональная ориентация школьников является одной из основных образовательных задач общеобразовательного учреждения и одним из ключевых результатов освоения основной образовательной программы. Поэтому, автор проекта предлагает создать систему занятий для инициативного участия каждого обучающегося в специфических видах деятельности во время классных часов и мероприятий, на уроках которые обеспечивают развитие рефлексивных действий и овладение ими различными инструментальными средствами (технологии работы с информацией, а также объектами материальной и нематериальной культуры), нацеливая в конечном счете на дальнейшее образование и профессиональную деятельность. Система занятий будет способствовать решению следующих задач:

  1. понимание обучающимися собственных индивидуальных и личностных особенностей, возможностей, потребностей;
  2. умение проектировать (самостоятельно или в процессе образовательной коммуникации со значимыми для него сверстниками или взрослыми) и реализовывать индивидуальные образовательные программы в соответствии с актуальными познавательными потребностями;
  3. развитие способности осуществить осознанный выбор выпускником основной школы профиля обучения на старшей ступени основного общего образования или (и) будущей профессии и образовательной программы профессиональной подготовки;
  4. обеспечение знакомства с общими способами работы с информацией о профессиях, профессиональной деятельности, рынке труда, развитии экономики и социальной сферы региона проживания обучающегося и страны в целом.
  5. сохранение контингента обучающихся III ступени обучения и привлечение мотивированных обучающихся в классы II- III ступени на основе создания многопрофильной школы и ранней профилизации.

Таким образом, перед нами встает проблема: существующие организационно - педагогические условия и содержание образования не в полной мере соответствуют ведущей деятельности юношеского периода жизни человека – самоопределение и связанное с ним проектирование и планирование своей индивидуальной траектории. Удержание контингента обучающихся (9-11 класс) в связи с жесткой конкуренцией в районе и посредством создания реального конкурентного преимущества – многопрофильной старшей школы.

II. Цель и задачи проекта

Цель проекта: Создание многопрофильной школы с целью удовлетворения потребностей участников образовательного процесса. Создание условий для успешной профориентации подростков, быстрой и успешной адаптации на рынке труда, а также формирование способностей соотносить свои индивидуально-психологические особенности и возможности с требованиями выбираемой профессии.

Объект исследования: образовательный процесс в 5-8 классах.

Предмет исследования: организация занятий и мероприятий по ранней профилизации обучающихся. Создание классов ранней профилизации.

Гипотеза исследования: получение прогнозируемых результатов (взвешенный, самостоятельный выбор профессиональной деятельности, сформированность психологической готовности к профессиональному самоопределению, привлечение мотивированных обучающихся, сохранение контингента на III ступени обучения) будет достигнуто при условии организации регулярных занятий по профилизации, через создание классов ранней профильной и предпрофильной подготовки..

Задачи проекта:

  1. Образовательные:
  • предоставление информации о мире профессий и профессиональной ориентации;
  • ознакомление обучающихся с природными задатками человека и условиями их развития;
  • выявление природных задатков и трансформации их в способности;
  • ознакомление с актуальностью в потребности профессий на рынке труда;
  • выявление совместно с обучающимися последствия ошибки в выборе профессии;
  • выработка навыков самопрезентации как залога начала успешной трудовой деятельности.
  1. Управленческие.
  • 1. Мониторинг запросов социума.
  • 2.Формирование классов ранней профилизации в 2016-2017 учебном году. (5 класс).
  • 3. Повышение профессиональной готовности и компетентности педагогических кадров
  • 4. Выявление удовлетворенности обучающихся и родителей выбранным профилем и уровня обученности.
  • 5. Изменение структуры ОО

III. Этапы реализации проекта

Аналитический этап (2014-2015 учебный год)

  • выявление основных проблем ОО по организации классов ранней профилизации;
  • анализ социального запроса;
  • подготовка нормативно-правовой базы;
  • Индивидуально-групповая работа с обучающимися и родителями;
  • Подготовка (обучение или стажировка педагогов, заключение договоров с ВУЗами с планом мероприятий)
  • Открытие предпрофильных и профильных классов

Проектный этап (2015-2016 учебный год)

  • Составление плана совместных мероприятий для обучающихся по параллелям, подбор педагогических кадров;
  • Повышение квалификации педагогических работников/
  • Подбор уч-мет.материала.
  • Обновление материальной базы ОО.

Практический этап (2016-2017 учебный год)

  • организация деятельности по профилизации обучающихся;
  • создание рабочих планов;
  • разработка и внедрение формы оценки успешности
  • Рефлексивно-диагностический этап (2017 год)
  • анализ результатов проекта;
  • внутренняя и внешняя экспертиза;
  • корректировка проекта;

IV. Содержание и механизмы реализации проекта

4.1. Организационно-методические условия обучения

Образовательный процесс в школе дополняется в соответствии с поставленными целями и задачами. План работы классных руководителей формируется на учебный год с учетом мероприятий по профилизации для класса и параллели.

Профилизация осуществляется на основе существующего банка данных, с использованием дополнительной литературы и соответствующих рекомендаций.

  • С учетом психологических и возрастных особенностей школьников условно можно выделить следующие этапы и соответствующие им содержание, формы и методы предпрофильной подготовки.

  • I этап (1–4-е классы) – формирование у младших школьников ценностного отношения к труду, понимания его роли в жизни человека и общества; формирование интереса к учебно-познавательной деятельности, основанной на посильной практической включенности в различные ее виды, в том числе социальную, трудовую, игровую, исследовательскую.

  • II этап (5–7-е классы) – формирование у школьников личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности; представления о собственных интересах и возможностях. На этом этапе важно предусмотреть включение учащихся в деятельность развивающего характера, ориентированную на приобретение первоначального опыта в различных сферах социально-профессиональной практики как в учебном процессе, так и во внеурочной работе.
  • формировать способность принимать адекватное решение о выборе дальнейшего направления образования, возможных вариантов получения профессии.

4.2. Технологии

В образовательном процессе школы будут использоваться следующие технологии:

  1. Проектная технология – самостоятельное формулирование учебной проблемы, сбор необходимой информации, планирование возможных вариантов решения проблемы, выводы и анализ. Общих целей и взаимодополняющих способностей, обмен мыслями, усилиями, информацией для достижения единого результата.
  2. Деловые и организационно-деятельный игры – объединение в малые группы, наличие общих целей и взаимодополняющих способностей, обмен мыслями, усилиями, информацией для достижения единого результата.
  3. Мозговой штурм – поиск как можно более широкого спектра идей и решений исследуемой проблемы. И др.

Такие технологии обеспечат: индивидуализацию образовательного процесса, преемственность процесса профилизации, формирование базовых компетенций, мотивацию на продолжения обучения, переход к самообразованию.

4.3 План введения ранней профилизации

Мероприятия

Сроки

Ответственные

Организационно - управленческое обеспечение

- разработка модели ранней профилизации;

- разработка модели организационной структуры управления системой профильного обучения;

- коррекция содержания деятельности психологической и социально-педагогической служб в соответствии с целями и задачами профильного обучения;

2014-15

Упр. Совет

Пед.совет

Мет.совет

Псих.служба

Информационное обеспечение

- тематические родительские собрания;

- проведение презентаций отдельных мероприятий на выставке в библиотеке;

- создание и пополнение информационной базы по содержанию и всем направлениям профилизации;

-индивидуально-групповые консультации психолога

- создание системы обмена информацией между участниками образовательного процесса;

2014-15

Педагог-психолог школы

Зав. библиотекой

Заместители директора

Нормативно-правовое обеспечение

- создание Положения о ранней профилизации;

- работа по коррекции и текущему обновлению нормативно-правовых документов школы в соответствии с реальными возможностями и потребностями воспитательного процесса - по мере изменения содержания целей и задач деятельности;

2014-2015

Упр. Совет

Пед.совет

Мет.совет

Научно-методическое обеспечение

- разработка форм аналитической документации по отражению процесса введения и организации процесса профилизации;

- выявление и обобщение эффективного опыта реализации процесса ранней профилизации;

- обновление банка данных занятий и мероприятий по ранней профилизации обучающихся;

- освоение в воспитательном процессе инновационных технологий, методов и форм организации деятельности учащихся;

- разработка и реализация диагностических и контрольно-измерительных материалов для мониторинга реализации ранней профилизации.

- выявление и апробация диагностических методик определения уровня и качества влияний воспитательной системы на обучающегося;

2015-2016

Упр. Совет

Пед.совет

Мет.совет

Кадровое обеспечение

- изучение и освоение педагогическим коллективом нормативно-правовых и научно-методических материалов по организации ранней профилизации;

- проведение методических (производственных) совещаний для классных руководителей и педагогов:

- организация консультаций для педагогов школы по проблемам ранней профилизации.

-Повышение квалификации педагогических работников

2015-2016

Упр. Совет

Пед.совет

Мет.совет

Материально-техническое обеспечение

- анализ материально-технических средств школы с целью определения потребностей для реализации системы ранней профилизации;

- инвентаризация библиотечного фонда школы (в том числе пособий, научно-методической литературы для педагогов, научно-популярной литературы для обучающихся), мультимедийного фонда с целью выявления потребностей для качественной реализации системы ранней профилизации;

- оформление и систематическое обновление материалов стенда по профориентации.

2015-16

Упр. Совет

Пед.совет

Мет.совет

- . Мониторинг запросов социума.

-. Сформировать классы ранней профилизации (5 классы: 5а/1-технологический, 5б/1-естесственно-научный)- .

2016-2017

Псих.служба

Мет.Совет

Уч.часть

- Повышение профессиональных компетенций педагогических кадров

2016-2017

Пед.совет

Мет.совет

- Выявление удовлетворенности выбранным профилем и уровня обученности.

2016-2017

Псих.служба

-.Мониторинг обучающихся и родителей 4,8 классов

2016-2017

Псих.служба

-.Формирование классов ранней профилизации, предпрофильных классов

на 2017-2018 год.

2016-2017

Упр. Совет

Пед.совет

Мет.совет

V. Ожидаемые результаты проекта

  • 1. Создание многопрофильной школы с классами ранней профилизации.
  • 2. Повышение удовлетворенности образовательным процессом всех участников образовательного процесса.
  • 3. Сохранение контингента обучающихся на III ступени обучения (90%).
  • 4. Сохранение преемственности контингента обучающихся при переходе с дошкольного образования на I ступень обучения (85-90%)

VI. Оценка результатов по профориентации подростков

Диагностика - это установление и изучение признаков характеризующих состояние объекта для предсказания возможных отклонений и предотвращение нарушений в их нормальном функционировании.

Наблюдение - описательный психологический исследовательский метод, заключающийся в целенаправленном и организованном восприятии и регистрации поведения изучаемого объекта. Этот метод незаменим в случае, когда необходимо получить целостную картину происходящего и отразить поведение индивидов во всей полноте.

Наблюдение должно проводиться систематически, то есть по определённому плану и при котором наблюдатель регистрирует особенности поведения и классифицирует условия внешней среды.

Анкетирование - одно из основных технических средств конкретного социального исследования; применяется в социологических, социально-психологических, экономических, демографических и других исследованиях. В процессе анкетирования каждому лицу из группы, выбранной для анкетирования, предлагается ответить письменно на вопросы, поставленные в форме опросного листа - анкеты.

Беседа - метод получения информации на основе вербальной (словесной) коммуникации. Широко применяется в различных сферах психологии, социальной педагогике и т.д., наиболее эффективна при оценке эффективности профориентационных мероприятий среди подростков, так как экспертная группа в ходе беседы, как индивидуально с подростком, так и с группой в целом, может понять и определить эффективность профориентационных мероприятий.

VII. Финансовое обоснование проекта

Ресурсное обеспечение системы ранней профилизации в школе осуществляется в рамках нормативного финансирования.

Управленческий проект

Моделирование проекта «Создание многопрофильной школы на основе ранней профилизации учащихся ГБОУ СОШ №1900 для улучшения показателей результативности» обусловлено объективными процессами, происходящими в современном обществе.

Шаги по пути организации профильного обучения выявили принципиальные затруднения, касающиеся поиска и апробации совокупности моделей реализации, проблему выбора путей осуществления, т.е. способов и механизмов перевода школы из наличного состояния в иное, более сложное, описываемое термином "профильная школа".

Профессиональная ориентация школьников является одной из основных образовательных задач общеобразовательного учреждения и одним из ключевых результатов освоения основной образовательной программы. Поэтому, автор проекта предлагает создать систему занятий для инициативного участия каждого обучающегося в специфических видах деятельности во время классных часов и мероприятий, на уроках которые обеспечивают развитие рефлексивных действий и овладение ими различными инструментальными средствами (технологии работы с информацией, а также объектами материальной и нематериальной культуры), нацеливая в конечном счете на дальнейшее образование и профессиональную деятельность. Система занятий будет способствовать решению следующих задач:

  1. понимание обучающимися собственных индивидуальных и личностных особенностей, возможностей, потребностей;
  2. умение проектировать (самостоятельно или в процессе образовательной коммуникации со значимыми для него сверстниками или взрослыми) и реализовывать индивидуальные образовательные программы в соответствии с актуальными познавательными потребностями;
  3. развитие способности осуществить осознанный выбор выпускником основной школы профиля обучения на старшей ступени основного общего образования или (и) будущей профессии и образовательной программы профессиональной подготовки;
  4. обеспечение знакомства с общими способами работы с информацией о профессиях, профессиональной деятельности, рынке труда, развитии экономики и социальной сферы региона проживания обучающегося и страны в целом.
  5. сохранение контингента обучающихся III ступени обучения и привлечение мотивированных обучающихся в классы II- III ступени на основе создания многопрофильной школы и ранней профилизации.

Таким образом, перед нами встает проблема: существующие организационно - педагогические условия и содержание образования не в полной мере соответствуют ведущей деятельности юношеского периода жизни человека – самоопределение и связанное с ним проектирование и планирование своей индивидуальной траектории. Удержание контингента обучающихся (9-11 класс) в связи с жесткой конкуренцией в районе и посредством создания реального конкурентного преимущества – многопрофильной старшей школы.

II. Цель и задачи проекта

Цель проекта: Создание многопрофильной школы с целью удовлетворения потребностей участников образовательного процесса. Создание условий для успешной профориентации подростков, быстрой и успешной адаптации на рынке труда, а также формирование способностей соотносить свои индивидуально-психологические особенности и возможности с требованиями выбираемой профессии.

Объект исследования: образовательный процесс в 5-8 классах.

Предмет исследования: организация занятий и мероприятий по ранней профилизации обучающихся. Создание классов ранней профилизации.

Гипотеза исследования: получение прогнозируемых результатов (взвешенный, самостоятельный выбор профессиональной деятельности, сформированность психологической готовности к профессиональному самоопределению, привлечение мотивированных обучающихся, сохранение контингента на III ступени обучения) будет достигнуто при условии организации регулярных занятий по профилизации, через создание классов ранней профильной и предпрофильной подготовки..

Задачи проекта:

  1. Образовательные:
  • предоставление информации о мире профессий и профессиональной ориентации;
  • ознакомление обучающихся с природными задатками человека и условиями их развития;
  • выявление природных задатков и трансформации их в способности;
  • ознакомление с актуальностью в потребности профессий на рынке труда;
  • выявление совместно с обучающимися последствия ошибки в выборе профессии;
  • выработка навыков самопрезентации как залога начала успешной трудовой деятельности.
  1. Управленческие.
  • 1. Мониторинг запросов социума.
  • 2.Формирование классов ранней профилизации в 2016-2017 учебном году. (5 класс).
  • 3. Повышение профессиональной готовности и компетентности педагогических кадров
  • 4. Выявление удовлетворенности обучающихся и родителей выбранным профилем и уровня обученности.
  • 5. Изменение структуры ОО

III. Этапы реализации проекта

Аналитический этап (2014-2015 учебный год)

  • выявление основных проблем ОО по организации классов ранней профилизации;
  • анализ социального запроса;
  • подготовка нормативно-правовой базы;
  • Индивидуально-групповая работа с обучающимися и родителями;
  • Подготовка (обучение или стажировка педагогов, заключение договоров с ВУЗами с планом мероприятий)
  • Открытие предпрофильных и профильных классов

Проектный этап (2015-2016 учебный год)

  • Составление плана совместных мероприятий для обучающихся по параллелям, подбор педагогических кадров;
  • Повышение квалификации педагогических работников/
  • Подбор уч-мет.материала.
  • Обновление материальной базы ОО.

Практический этап (2016-2017 учебный год)

  • организация деятельности по профилизации обучающихся;
  • создание рабочих планов;
  • разработка и внедрение формы оценки успешности
  • Рефлексивно-диагностический этап (2017 год)
  • анализ результатов проекта;
  • внутренняя и внешняя экспертиза;
  • корректировка проекта;

IV. Содержание и механизмы реализации проекта

4.1. Организационно-методические условия обучения

Образовательный процесс в школе дополняется в соответствии с поставленными целями и задачами. План работы классных руководителей формируется на учебный год с учетом мероприятий по профилизации для класса и параллели.

Профилизация осуществляется на основе существующего банка данных, с использованием дополнительной литературы и соответствующих рекомендаций.

  • С учетом психологических и возрастных особенностей школьников условно можно выделить следующие этапы и соответствующие им содержание, формы и методы предпрофильной подготовки.

  • I этап (1–4-е классы) – формирование у младших школьников ценностного отношения к труду, понимания его роли в жизни человека и общества; формирование интереса к учебно-познавательной деятельности, основанной на посильной практической включенности в различные ее виды, в том числе социальную, трудовую, игровую, исследовательскую.

  • II этап (5–7-е классы) – формирование у школьников личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности; представления о собственных интересах и возможностях. На этом этапе важно предусмотреть включение учащихся в деятельность развивающего характера, ориентированную на приобретение первоначального опыта в различных сферах социально-профессиональной практики как в учебном процессе, так и во внеурочной работе.
  • формировать способность принимать адекватное решение о выборе дальнейшего направления образования, возможных вариантов получения профессии.

4.2. Технологии

В образовательном процессе школы будут использоваться следующие технологии:

  1. Проектная технология – самостоятельное формулирование учебной проблемы, сбор необходимой информации, планирование возможных вариантов решения проблемы, выводы и анализ. Общих целей и взаимодополняющих способностей, обмен мыслями, усилиями, информацией для достижения единого результата.
  2. Деловые и организационно-деятельный игры – объединение в малые группы, наличие общих целей и взаимодополняющих способностей, обмен мыслями, усилиями, информацией для достижения единого результата.
  3. Мозговой штурм – поиск как можно более широкого спектра идей и решений исследуемой проблемы. И др.

Такие технологии обеспечат: индивидуализацию образовательного процесса, преемственность процесса профилизации, формирование базовых компетенций, мотивацию на продолжения обучения, переход к самообразованию.

4.3 План введения ранней профилизации

Мероприятия

Сроки

Ответственные

Организационно - управленческое обеспечение

- разработка модели ранней профилизации;

- разработка модели организационной структуры управления системой профильного обучения;

- коррекция содержания деятельности психологической и социально-педагогической служб в соответствии с целями и задачами профильного обучения;

2014-15

Упр. Совет

Пед.совет

Мет.совет

Псих.служба

Информационное обеспечение

- тематические родительские собрания;

- проведение презентаций отдельных мероприятий на выставке в библиотеке;

- создание и пополнение информационной базы по содержанию и всем направлениям профилизации;

-индивидуально-групповые консультации психолога

- создание системы обмена информацией между участниками образовательного процесса;

2014-15

Педагог-психолог школы

Зав. библиотекой

Заместители директора

Нормативно-правовое обеспечение

- создание Положения о ранней профилизации;

- работа по коррекции и текущему обновлению нормативно-правовых документов школы в соответствии с реальными возможностями и потребностями воспитательного процесса - по мере изменения содержания целей и задач деятельности;

2014-2015

Упр. Совет

Пед.совет

Мет.совет

Научно-методическое обеспечение

- разработка форм аналитической документации по отражению процесса введения и организации процесса профилизации;

- выявление и обобщение эффективного опыта реализации процесса ранней профилизации;

- обновление банка данных занятий и мероприятий по ранней профилизации обучающихся;

- освоение в воспитательном процессе инновационных технологий, методов и форм организации деятельности учащихся;

- разработка и реализация диагностических и контрольно-измерительных материалов для мониторинга реализации ранней профилизации.

- выявление и апробация диагностических методик определения уровня и качества влияний воспитательной системы на обучающегося;

2015-2016

Упр. Совет

Пед.совет

Мет.совет

Кадровое обеспечение

- изучение и освоение педагогическим коллективом нормативно-правовых и научно-методических материалов по организации ранней профилизации;

- проведение методических (производственных) совещаний для классных руководителей и педагогов:

- организация консультаций для педагогов школы по проблемам ранней профилизации.

-Повышение квалификации педагогических работников

2015-2016

Упр. Совет

Пед.совет

Мет.совет

Материально-техническое обеспечение

- анализ материально-технических средств школы с целью определения потребностей для реализации системы ранней профилизации;

- инвентаризация библиотечного фонда школы (в том числе пособий, научно-методической литературы для педагогов, научно-популярной литературы для обучающихся), мультимедийного фонда с целью выявления потребностей для качественной реализации системы ранней профилизации;

- оформление и систематическое обновление материалов стенда по профориентации.

2015-16

Упр. Совет

Пед.совет

Мет.совет

- . Мониторинг запросов социума.

-. Сформировать классы ранней профилизации (5 классы: 5а/1-технологический, 5б/1-естесственно-научный)- .

2016-2017

Псих.служба

Мет.Совет

Уч.часть

- Повышение профессиональных компетенций педагогических кадров

2016-2017

Пед.совет

Мет.совет

- Выявление удовлетворенности выбранным профилем и уровня обученности.

2016-2017

Псих.служба

-.Мониторинг обучающихся и родителей 4,8 классов

2016-2017

Псих.служба

-.Формирование классов ранней профилизации, предпрофильных классов

на 2017-2018 год.

2016-2017

Упр. Совет

Пед.совет

Мет.совет

V. Ожидаемые результаты проекта

  • 1. Создание многопрофильной школы с классами ранней профилизации.
  • 2. Повышение удовлетворенности образовательным процессом всех участников образовательного процесса.
  • 3. Сохранение контингента обучающихся на III ступени обучения (90%).
  • 4. Сохранение преемственности контингента обучающихся при переходе с дошкольного образования на I ступень обучения (85-90%)

VI. Оценка результатов по профориентации подростков

Диагностика - это установление и изучение признаков характеризующих состояние объекта для предсказания возможных отклонений и предотвращение нарушений в их нормальном функционировании.

Наблюдение - описательный психологический исследовательский метод, заключающийся в целенаправленном и организованном восприятии и регистрации поведения изучаемого объекта. Этот метод незаменим в случае, когда необходимо получить целостную картину происходящего и отразить поведение индивидов во всей полноте.

Наблюдение должно проводиться систематически, то есть по определённому плану и при котором наблюдатель регистрирует особенности поведения и классифицирует условия внешней среды.

Анкетирование - одно из основных технических средств конкретного социального исследования; применяется в социологических, социально-психологических, экономических, демографических и других исследованиях. В процессе анкетирования каждому лицу из группы, выбранной для анкетирования, предлагается ответить письменно на вопросы, поставленные в форме опросного листа - анкеты.

Беседа - метод получения информации на основе вербальной (словесной) коммуникации. Широко применяется в различных сферах психологии, социальной педагогике и т.д., наиболее эффективна при оценке эффективности профориентационных мероприятий среди подростков, так как экспертная группа в ходе беседы, как индивидуально с подростком, так и с группой в целом, может понять и определить эффективность профориентационных мероприятий.

VII. Финансовое обоснование проекта

Ресурсное обеспечение системы ранней профилизации в школе осуществляется в рамках нормативного финансирования.